Источник: http://designk414profile.blogspot.com/feeds/a
Министерство транспорта и дорожного хозяйства
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Краткая пояснительная записка
по перечню автомобильных дорог, предназначенных для обеспечения транспортной
доступности объектов туристко-рекреационного кластера «Матлас» и «Прибрежные курорты», предлагаемых к реализации на территории Республики Дагестан
Намечаемый к созданию туристко-рекреационный комплекс «Матлас» расположен в Северо-Западной части Хунзахского района Республики Дагестан.
Доставка основного потока туристов к месту расположения комплекса будет осуществляться пассажирским автотранспортом от аэропорта «Уйташ» по автодорожным маршрутам «Аэропорт – Зеленоморск – Манас – Карабудахкент – Губден – Урма – Леваши – Ташкапур –Араканский мост – Хунзах – ВТРК – Матлас» и «Аэропорт – Махачкала – Буйнакск – Унцукуль – Араканская площадка – Хунзах – ВТРК «Матлас».
Отдельные участки дорог, входящие в состав обеих маршрутов, были реконструированы в период 2006-2010 годы. Часть из них, общей протяженностью 22км находится на стадии реконструкции, и будут завершены до 2019 года. В настоящее время участок автодороги республиканского значения Грозный-Ботлих-Хунзах-Араканская площадка км176,5-км229 (от с.Цалкита до Араканского моста – 52,5км) является самым проблемным на рассматриваемом маршруте.
Практически вся дорога, за редким исключением, проходит в сложных горно-геологических условиях на высоте от 1000 до 2000м.
Дорога характеризуется большим количеством затяжных подъемов и уклонов, крутыми поворотами малого радиуса и наличием множества серпантин. Зачастую отдельные участки проходят вплотную к отвесным стенам скал с одной стороны и мимо обрывов – с другой. Видимость на отдельных участках крайне ограничена. Усугубляет ситуацию также низкий технический уровень искусственных сооружений на дороге и отсутствие устойчивого покрытия. На значительном протяжении отсутствует асфальтобетонное покрытие. Существующее асфальтобетонное покрытие в основном утратило свои прочностные показатели и несущую способность. Параметры дороги не соответствуют сложившейся интенсивности движения и не отвечают современным требованиям по обеспечению удобства и безопасности движения.
На сегодняшний день, по мере возрастания роли и значимости дороги, как одной из основных составных частей объектов инфраструктуры туристской рекреационной особой экономической зоны «Матлас», требуется ее реконструкция на всем протяжении рассматриваемого участка по параметрам IV технической категории.
Реконструкция участка позволит обеспечить наиболее удобное и безопасное движение автомобилей с высокими скоростями и позволит туристам с комфортом за небольшой промежуток времени добраться до курортной зоны «Матлас».
Туристко-рекреационный комплекс «Прибрежные курорты» будет располагаться в непосредственной близости от крупных городов и населенных пунктов Дагестана – Махачкала, Каспийск, Избербаш, Каякент и Дербент, что обеспечит его транспортную доступность для туристов. Рядом с территорией будущих курортов проходит железная дорога и федеральная автомобильная дорога «Кавказ».
Для обеспечения транспортной доступности объектов прибрежного кластера предполагается строительство и реконструкция автомобильных дорог: подъезд от ФАД «Кавказ» к санаторию «Каспий», «Манаскент – подъезд от ФАД «Кавказ» к санаторию «Каспий», подъезд от ФАД «Кавказ» - к детскому санаторию Ачи-Су в обход с.Ачи-Су, «Обход г.Дербент» и «Тагиркент-Приморский».
Строительство новых дорог и реконструкция существующих, с улучшением их характеристик и увеличением пропускной способности, позволит отдыхающим и приезжим туристам с комфортом за небольшой промежуток времени добраться от федеральной трассы к санаториям и другим местам отдыха на берегу Каспийского моря, где расположены уникальные источники целебных минеральных вод и лечебных грязей, Самурский лиановый лес с реликтовыми растениями, окрестности Дербента – самого южного и старейшего города Российской Федерации.
Характеристика
объектов, включаемых в перечень Программы
Автомобильная дорога
Грозный-Ботлих-Хунзах-Араканская
площадка на участке км176,5-км184,5
Автомобильная дорога Грозный-Ботлих-Хунзах-Араканская площадка республиканского значения наряду с огромным народно-хозяйственным значением имеет также и оборонное значение, так как осуществляет транспортные связи Республики Дагестан с Чеченской республикой, соединяет населенные пункты Ботлихского, Хунзахского и Гергебильского районов между собой и с другими районами, обеспечивает транспортное сообщение между погранзаставами, дислоцированными в с. Ботлих и с. Арани Хунзахского района. На сегодняшний день, возрастает роль и значимости дороги, как одной из основных составных частей объектов инфраструктуры туристской рекреационной зоны «Матлас».
Участок дороги км176,5-км184,5 проходит в сложнейших горно-геологических условиях по территории Хунзахского района. Состояние участка характеризуется малыми радиусами кривых в плане, наличием множества серпантин, крутыми затяжными спусками и подъемами, отсутствием устойчивого покрытия и низкой пропускной способностью.
Существующий на км180,8 каменный арочный мост длиной 19,0м находится в аварийном состоянии.
Реконструкция дороги на этом участке будет способствовать повышению комфортабельности движения, снижению количества ДТП и связанных с этим потерь, в а также сократит время пребывания в пути.
Мероприятия по дальнейшему развитию дороги предусматриваются в период 2017-2019 годы.
Протяженность реконструируемого участка дороги составляет 8,0км.
Стоимость мероприятий по реализации намеченных мероприятий по участку км176,5-км184,5 составляет 720,0 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
Автомобильная дорога
Грозный-Ботлих-Хунзах-Араканская площадка на участке км184,5-км192,6
Участок с км184,5 по км192,6 проходит по границе Хунзахского района на высоте около 1800-2000 метров над уровнем моря по землям МО «с/с Шотода», МО «с/с Ахалчи», МО «с/с Гацалух» и МО «с/с Обода». Параметры существующей дороги на участке не соответствуют нормативным требованиям, низкое техническое состояние дороги и необустроенность приводит к снижению скорости и высокой аварийности.
Реконструкция участка начата в 2015 году. Протяженность участка составляет 8,1км. В составе дороги предусмотрено строительство одного нового моста длиной 15,7м и двух существующих каменных арочных мостов общей длиной 31м. Для обеспечения поверхностного водоотвода предусмотрено строительство 16 искусственных сооружений – водоотводных труб диаметром 1-1,5м. Общая протяженность всех мостов составляет 46,73п.м., протяженность искусственных сооружений – 209п.м.
На реконструируемом участке расположено 9 примыканий подъездных автомобильных дорог, ведущих к различным населенным пунктам, в том числе, примыкание на 188км с подъездом к ВТРК «Матлас». Реконструкция всех примыканий предусмотрена по типовым проектным решениям.
Реконструкция рассматриваемого участка будет способствовать повышению комфортабельности движения, снижению количества ДТП и связанных с этим потерь, а также сократит время пребывания в пути.
Мероприятия по дальнейшему развитию участка дороги предусматриваются в период с 2015 по 2016 годы.
Стоимость работ по реализации намеченных мероприятий по участку км184,5-км192,6 составляет 181,148 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
Автомобильная дорога
Грозный-Ботлих-Хунзах-Араканская площадка на участке км192,6-км206
Участок с км192,6 по км206 проходит в пределах административно-территориальных границ Хунзахского района на высотных отметках 1600 – 1800 метров над уровнем моря. На начальном участке существующая дорога имеет прямолинейное направление, на участке км201-км204 дорога проходит по серпантинам с недостаточными радиусами закруглений. Продольный профиль дороги относительно спокойный, без резких перепадов. Общий перепад отметок составляет до 200м. На км193, км198, км206 дорога проходит непосредственно через населенные пункты с.Обода, с.Арани и с.Ках соответственно, в крайне стесненных условиях.
Низкое техническое состояние существующей дороги и несоответствие ее параметров нормативным требованиям создают неблагоприятные условия для движения автотранспорта на участке и приводят к высокой аварийности.
Реконструкция дороги с улучшением ее технических параметр позволит увеличить ее пропускную способность с обеспечением безопасных и комфортабельных условий движения.
Реализация намеченных мероприятий по дальнейшему развитию дороги предусмотрена в период 2017-2019 годы.
Протяженность участка 13,4км.
Стоимость реконструкции составит 780,0 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
Автомобильная дорога
Грозный-Ботлих-Хунзах-Араканская площадка на участке км206-км214
Участок с км206 по км214 проходит в пределах административно-территориальных границ Хунзахского района по землям МО «с.Хариколо».
По условиям рельефа дорога проходит в сложных условиях горной местности с сильно пересеченным рельефом. Почти на всем протяжении участок дороги достаточно извилистый с малыми радиусами кривых в плане и большим количеством углов поворота. Отдельные участки подвержены оползневым процессам. Уровень транспортно-эксплуатационного состояния значительной части дороги не отвечает требованиям сегодняшнего дня и не соответствует современным нормативным требованиям по обеспечению безопасности движения.За последние несколько лет резко возросла интенсивность движения на дороге, и изменился состав транспортного потока. Дорога и сооружения на ней по своему техническому состоянию и капитальности дорожной одежды не могут обеспечить надежное и безопасное движение по ней и требует реконструкции с доведением ее параметров до нормативов IV категории.
Реконструкция дороги с улучшением ее технических параметр позволит увеличить ее пропускную способность с обеспечением безопасных и комфортабельных условий движения.
Реализация намеченных мероприятий по дальнейшему развитию дороги предусмотрена в период 2017-2019 годы.
Протяженность участка 8,0км.
Стоимость реконструкции участка км206-км214 составит 850,00 млн. руб. (в ценах соответствующих лет).
Автомобильная дорога
Грозный-Ботлих-Хунзах-Араканская площадка на участке км214-км220
Участок с км214 по км220 проходит в пределах административно-территориальных границ Хунзахского и Гергебильского районов.
В плановом отношении существующий участок очень извилистый с большим количеством углов поворота. Минимальные радиусы кривых в плане составляют 20м, на серпантинах – 10м. Видимость в плане и продольном направлении не обеспечена. Параметры продольного профиля дороги также не соответствуют требованиям нормативов. Наибольшие продольные уклоны местами превышают 110%о. Рельеф местности горный, изрезанный многочисленными балками и логами. Перепад отметок на участке дороги доходит до 400м.
Дорога недостаточно обустроена необходимыми техническими средствами организации движения. Имеющиеся на участке искусственные сооружения, находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют реконструкции.
Реконструкция дороги с улучшением ее технических параметр позволит сохранить существующую опорную сеть района тяготения и увеличить ее пропускную способность с обеспечением безопасных и комфортабельных условий движения.
Реконструкция участка начата в 2015 году. Протяженность участка составляет 6,3км. В составе дороги предусмотрено также строительство 6 мостов общей длиной 187,3м.
Реализация намеченных мероприятий по дальнейшему развитию дороги предусмотрена в период 2015-2016 годы.
Стоимость реконструкции участка км214-км220 составляет 663,856 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
Автомобильная дорога
Грозный-Ботлих-Хунзах-Араканская площадка на участке км220-км229
Участок с км220 по км229 расположен в пределах административно-территориальных границ Хунзахского и Гергебильского районов.
Почти на всем протяжении участка дорога проходит в узкой скальной полке вдоль поймы реки Аварское Койсу справа и отвесных вертикальных скал - слева.
В плановом отношении существующий участок также извилистый с большим количеством углов поворота. Минимальные радиусы кривых в плане составляют 15-20м. Видимость в плане не обеспечена. Рельеф местности горный, сильно изрезанный балками и логами.
На слиянии рек Аварское Койсу и Кара Койсу расположен двухпролетный сталежелезобетонный мост, который требует реконструкции в связи с несоответствием грузоподъемности моста современным нагрузкам.
Дорога недостаточно обустроена необходимыми техническими средствами организации движения. Имеющиеся на участке искусственные сооружения, находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют реконструкции.
Реконструкция дороги с улучшением ее технических параметр позволит сохранить существующую опорную сеть района тяготения и увеличить ее пропускную способность с обеспечением безопасных и комфортабельных условий движения.
Протяженность участка составляет 9,0км.
Реализация намеченных мероприятий по дальнейшему развитию дороги предусмотрена в 2016 году.
Стоимость реконструкции участка км220-км229 составит 1200,00 млн. руб. (в ценах соответствующих лет).
Подъезд от федеральной автомобильной дороги «Кавказ»
к санаторию «Каспий» км0-км5
Подъезд от федеральной автомобильной дороги «Кавказ» к санаторию «Каспий» относится к дорогам республиканского значения, проходит по территории Карабудахкентского района в равнинных условиях и связывает санаторий «Каспий», расположенный на берегу Каспийского моря, с федеральной автодорогой М-29 «Кавказ». Дорога имеет большое значение для развития санаторно-курортного лечения жителей России и Дагестана.
Асфальтобетонное покрытие дороги в отдельных местах разрушено, на подходе к въезду в санаторий покрытие полностью изношено, что способствует образованию пыли и грязи на дороге.
Реконструкция подъезда с улучшением ее характеристик и увеличением пропускной способности позволит отдыхающим и приезжим туристам с комфортом за небольшой промежуток времени добраться от федеральной трассы до санатория и к другим местам отдыха, расположенным на берегу моря.
Протяженность подъезда составляет 5км.
Реконструкция дороги запланировано в период 2020-2022 годы. Стоимость реконструкции составляет 490,0 млн. руб. (в ценах соответствующих лет).
Манаскент – подъезд от федеральной автомобильной дороги «Кавказ» к санаторию «Каспий» ем0-км3,9
Рассматриваемый участок автомобильной дороги расположен на территории Карабудахкентского района.
Строительство данного участка автомобильной дороги позволит обеспечить транспортной связи ряда населенных пунктов Карабудахкентского района между собой и другими районами и городами республики, а также способствует обеспечению наикратчайших транспортных связей санатории "Каспий" с международным аэропортом "Уйташ".
Кроме того, существующая дорога в комплексе с автомобильной дорогой Манас-Зеленоморск-Аэропорт дублирует участок федеральной автомагистрали М-29 "Кавказ" на протяжении 15км и тем самым способствует разгрузке федеральной трассы и оздоровлению ее дорожно-транспортной обстановки.
В административно-географическом отношении проектируемая дорога расположена в пределах Карабудахкентского района РД и проходит по землям МО "с.Манаскент", МО ГП "поселок Манас" и МО "с.Карабудахкент".
Протяженность дороги составляет 3,85км. В составе дороги для перехода через реку Манас-Озень в соответствии с проектом предусмотрено также строительство четырехпролетного железобетонного моста по схеме 6х15м длиной 96,35м. Габарит моста принят Г-11,5+2х1,0.
Строительство дороги запланировано в период 2020-2022 годы. Стоимость строительства составляет 366,082 млн. руб. (в ценах соответствующих лет).
Автомобильная дорога
Тагиркент – Приморский км0-км10
Автомобильная дорога Тагиркент – Приморский проходит по территории Магарамкентского района Республики Дагестан и отмыкает от автомобильной дороги республиканского значения Ново-Гапцах – Ново-Филя –Тагиркент – Ялама. Дорога предназначена для осуществления транспортных связей населенных пунктов района, расположенных в зоне ее тяготения между собой и обеспечивает выход к берегу моря.
Особенную актуальность дорога приобретает после реконструкции автомобильной дороги республиканского значения Ново-Гапцах – Ново-Филя –Тагиркент – Ялама. В 2008 году на этой дороге через реку Самур был построен мостовой переход протяженностью 1382 п.м., связывающий населенные пункты Магарамкентского района, расположенные на правой стороне реки Самур с райцентром и другими районами республики. В 2012 году реконструирован участок дороги от ФАД «Кавказ», с вводом в эксплуатацию 16,42км. Оставшийся участок дороги до с.Тагиркент также находится на стадии реконструкции.
Существующая дорога Тагиркет-Приморский была построена в начале 80-х годов прошлого века и за истекший период утратила свои прочностные характеристики. Транспортный поток по дороге значительно увеличился и не рассчитанная под современные нагрузки дорога, в условиях недопустимых перегрузок, интенсивно разрушается.
Реконструкция рассматриваемой дороги в комплексе сети автомобильных дорог общего пользования позволит отдыхающим и приезжим туристам с комфортом за небольшой промежуток времени добраться от федеральной трассы к берегу моря и к Самурскому лесу. Общая протяженность дороги составляет 10км.
Протяженность участка составляет 10км.
Реконструкция дороги намечена в период 2023-2025 годы. Общая сметная стоимость, необходимая для реализации намеченных работ составляет 650,0 млн. руб. (в ценах соответствующих лет).
Подъезд от автомобильной дороги «Кавказ» к детскому санаторию Ачи-Су км0-км1,6
Рассматриваемая подъездная дорога является дорогой местного значения и служит для обеспечения транспортной связи детского санатория, расположенного на берегу моря близ селения Ачи-Су. Дорога расположена на территории Карабудахкентского района. Протяженность существующей дороги составляет 2,8км.
На участке протяженностью 1,6км существующая дорога проходит по населенному пункту с.Ачи-Су в крайне стесненных условиях. Железнодорожный переезд на участке не обустроен, что способствует повышению аварийности на дороге. Максимальная ширина земполотна на отдельных участках не превышает 7м. Покрытие проезжей части из асфальтобетонного покрытия находится в неудовлетворительном состоянии. На всем протяжении дороги наблюдается продольная колейность глубиной более 4,5см, сетка трещин, разрушение кромок, разрушение покрытия. Поверхностный водоотвод на дороге не обеспечен.
Реконструкция дороги с доведением параметров участка, проходящего по населенному пункту до нормативных требований, не представляется возможным и нецелесообразно в связи со стесненными условиями и необходимостью разборки существующих зданий и строений. В связи с этим принято решение о реконструкции дороги со строительством начального участка км0-км1,6 в обход с.Ачи-Су.
Реализация намеченных мероприятий способствует повышению комфортабельности движения, снижению количества ДТП и связанных с этим потерь, а также значительно сократит время пребывания в пути и расстояние перевозки. Помимо социально-экономического значения дорога, в качестве объекта туристической инфраструктуры, имеет важное значение для развития туризма в республике и курортно-санаторного лечения детей.
Протяженность реконструируемого участка подъезда составляет 1,6км.
Реконструкция дороги запланирована в 2022 году. Стоимость реконструкции составляет 56,0 млн. руб. (в ценах соответствующих лет).
Автомобильная дорога «Обход г.Дербент» км0-км3
Основные проблемы ухудшения экологии, возникновения ДТП и образования заторов на автодорогах возникают на участках, проходящих через крупные населенные пункты. Особенно актуальна эта проблема для участка федеральной трассы М-29 «Кавказ», проходящей через г.Дербент. Строительство дублирующей дороги в обход г.Дербент является одним из способов решения этой весьма острой проблемы.
В связи с этим планируется построить участок дороги в обход г.Дербент.
Кроме того, обходной участок дороги будет проложен по направлению стороны моря, что обеспечит свободный доступ туристов от ФАД «Кавказ» к прибрежному кластеру и в конечном итоге способствует улучшению и развитию транспортной схемы г.Дербент.
Дорогу необходимо проложить через Самур-Дербентский канал и двухпутный железнодорожный переезд, в связи с чем, предусмотрено запроектировать один мост длиной до 25м через канал и путепровод через железную дорогу длиной 480м по схеме 21х24м.
Протяженность обходного участка составит 2,9км.
Строительство дороги запланировано в 2016 году.
Стоимость строительства составит 1168,744 млн. руб. (в ценах соответствующих лет).
Автомобильная дорога
ФАД «Кавказ» - Каякент через с. Инчхе км0-км13
Участок намечаемой к строительству автомобильной дороги расположен в Каякентском районе Республики Дагестан у побережья Каспийского моря, где имеются большие возможности для развития санаторно-курортного лечения, отдыха и туризма, так как на данном побережье выделяются рекреационные участки с прекрасными пляжами.
Начальный участок дороги км0-км3 совпадает с направлением существующей дороги до с.Инчхе. Транспортно-эксплуатационное состояние дороги на данном участке не соответствуют нормативным требованиям дорог IV технической категории. При существующей уже на сегодняшний день интенсивности, особенно в летнее время, данный участок дороги не отвечает требованиям безопасности дорожного движения и обеспечения пропускной способности. Далее, на протяжении 10км дорога петляет по берегу моря, где намечается строительство основных объектов туристического кластера.
Несмотря на то, что параллельно к планируемому строительству участка дороги проходит железнодорожная линия, туристко-рекреационный комплекс «Прибрежные курорты» не сможет полноценно функционировать без автомобильной дороги.
Строительство дороги намечается по параметрам III категории. Общая протяженность дороги составляет 13км.
Строительство дороги запланировано в период 2023-2025 годы. Стоимость строительства составит 780,0 млн. руб. (в ценах соответствующих лет).