За пять лет в Дагестане под руководством Главы республики С.А. Меликова реализован масштабный комплекс мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры
Дорожное хозяйство
Введено в эксплуатацию более 200 км новых и реконструированных дорог, а также 37 мостов общей длиной 2000 погонных метров. Отремонтировано свыше 2700 км дорожного полотна и 38 мостов (более 1700 погонных метров).
Особое внимание уделяется развитию международного транспортного коридора «Север – Юг» и разгрузке городских агломераций:
• Начато строительство обходов вокруг Хасавюрта, Дербента, а на 2025 год запланирован старт работ по обходу Махачкалы.
• С 2023 года ведется капитальный ремонт восьми участков федеральной трассы Р-217 «Кавказ» с расширением до четырех полос и разделением транспортных потоков. Уже сдано 62 км дорог, продолжаются работы еще на 25,3 км.
Особое место в достижениях республики под руководством С.А. Меликова занимает дорожная отрасль, где впервые Дагестан был удостоен федеральной награды за высокие показатели в строительстве и содержании дорог – «Золотого катка».
В частности, с приходом к руководству С.А. Меликова большое внимание стали уделять развитию воздушного транспорта в республике:
С 2021 года реализуется комплекс мер по развитию авиасообщения:
• Введен в эксплуатацию новый
международный терминал пропускной способностью свыше 300 тысяч пассажиров в
год.
• Начат второй этап реконструкции
взлетно-посадочной полосы аэропорта Махачкалы, что в перспективе позволит
принимать все типы воздушных судов.
• Благодаря программе субсидирования
авиаперевозок открыты прямые рейсы в более чем 20 городов России. В результате
пассажиропоток вырос с 1,4 млн человек в 2021 году до 2,9 млн в 2025-м (темп
роста — 207%).
• Улучшена транспортная доступность аэропорта: запущен автобусный маршрут Махачкала – Аэропорт и прорабатывается организация пригородного железнодорожного сообщения по направлению Махачкала – Аэропорт – Дагестанские Огни – Дербент.
Также развитие получил и морской транспорт в республике, так по инициативе С.А. Меликова указом Президента России был определен инвестор, готовый вложить значительные средства в развитие морского порта Дагестана и уже сегодня:
• Ведутся ремонт и восстановление
причальной инфраструктуры.
• Наращиваются мощности грузооборота,
закупается новая техника.
• Модернизируется коммунальная и
энергетическая инфраструктура.
• В 2024 году начато строительство отдельной 6,2-километровой подъездной дороги к порту от трассы Р-215, которая также разгрузит уличную сеть Махачкалы.
Одним из видов общественного транспорта, прогрессивно набирающих популярность среди населения и гостей республики, является железнодорожный транспорт.
Проведено
обновление и увеличение подвижного состава пригородных электропоездов:
• В 2024 году назначены дополнительные
рейсы (3 пары поездов Хасавюрт–Дербент, 2 пары Махачкала–Дербент).
• Эксплуатируются 4 новых электропоезда
ЭП3Д, еще 2 запланированы к поставке в 2025 году. Новые составы оснащены
системами микроклимата и адаптированы для маломобильных пассажиров.
• На сегодняшний день в регионе курсирует
14 пар пригородных поездов (62 вагона).
Эти меры обеспечили устойчивый рост пассажиропотока: в 2024 году он составил 1,7 млн человек, а в 2025 году это же количество пассажиров перевезли за 8 месяцев, что говорит о значительном приросте пассажиропотока.
Также по инициативе С.А. Меликова развитие получил общественный автомобильный транспорт, в частности в рамках федеральных программ и за счет республиканского бюджета регион получил 102 новых автобуса большого и среднего класса: 92 курсируют в Махачкале, еще 10 автобусов «Ситимакс 9» закуплены для маршрута Махачкала – Каспийск.
Значительная
работа при поддержке С.А. Меликова проведена в рамках развития международного
коридора «Север-Юг» в отношении 3-х многосторонних автомобильных пунктов
пропуска (далее – МАПП) на границе с Азербайджаном: МАПП Яраг-Казмаляр, МАПП
Тагиркент-Казмаляр и МАПП Ново-Филя.